Положение

І. ПРЕАМБУЛА

Комиссия является органом саморегулирования СМИ Кыргызстана, который рассматривает конфликтные ситуации этического характера, возникающие в журналистской среде, между СМИ и потребителем информации в связи с выполнением журналистами своих профессиональных обязанностей.

 

ІІ. ПОЛНОМОЧИЯ И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

1. Комиссия рассматривает конфликтные ситуации этического характера, как по обращению физических и юридических лиц, заинтересованных в этической оценке профессиональной деятельности конкретного журналиста, главного редактора, учредителя или владельца СМИ, так и по обращению журналиста.

2. Комиссия выносит решения, опираясь на статью 19 Декларации прав человека, статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах человека, статью 14 Конституции Кыргызской Республики, нормы законодательства Кыргызстана в сфере информации и Этический кодекс журналиста Кыргызстана, данным Положением;

3. Деятельность Комиссии направлена на достижение следующих целей:

1) установление конструктивного диалога между участниками конфликта на условиях равноправия сторон;

2) достижение точной квалификации действий, которые обжалуются, и формулировки решений, которые в будущем будут использоваться в качестве прецедентов;

способствующих:

а) формированию культуры добросовестной журналистики;

б) установлению доверия к СМИ;

в) утверждению принципа свободы слова в Кыргызстане.

 

ІІІ. СОСТАВ КОМИССИИ

1. Комиссия состоит из 13 членов. Члены Комиссии избираются сроком на три года на Съезде журналистов Кыргызстана или путем письменного анкетного голосования из кандидатов, выдвинутых делегатами Съезда или редакциями и общественными организациями, подписавшими Итоговый меморандум.

2. Членом Комиссии может быть избран любой человек независимо от гражданства, пола, возраста, образования, национальности, социального положения, принадлежности к политической партии, занимающийся образовательной или научной деятельностью в области журналистики, законотворческой, адвокатской, судейской или правозащитной практикой, любым видом общественной и культурной деятельности.

3. Не менее шести членов Комиссии должны быть журналистами.

4. Не менее семи членов Комиссии должны представлять НПО, государственные, политические, образовательные, научные и иные организации.

5. Избрание членов Комиссии производится по двум бюллетеням: для кандидатов, соответствующих пункту 3. части III, и для кандидатов, соответствующих пункту 4. части III.

6. В случае, если член Комиссии, избранный по одному из бюллетеней:

а) прекращает членство в Комиссии по собственному желанию;

б) не принимает участие в работе Комиссии в установленном данным Положением порядке более трех месяцев со дня избрания;

в) выбывает из состава Комиссии по иным объективным обстоятельствам,

его место по решению Комиссии передается следующему за избранными членами Комиссии кандидату, получившему наибольшее число голосов участников Съезда или анкетного голосования по бюллетеню, по которому баллотировался выбывший член Комиссии.

В случае равенства количества голосов, отданных за кандидатов в бюллетенях, Комиссия передает места кандидатам в алфавитном порядке.

В случае, если кандидатов не осталось, место остается вакантным до следующих выборов членов Комиссии на Съезде или путем анкетного голосования.

7. Первое после Съезда собрание членов Комиссии должно пройти не позднее 14 дней со дня избрания.

8. На первом после Съезда собрании Комиссия избирает Председателя и Секретариата.

Председатель и Секретариат Комиссии избираются членами Комиссии из общего состава Комиссии простым большинством голосов путем открытого голосования.

9. Члены Комиссии работают на общественных началах.

10. Член Комиссии не имеет права принимать участие в рассмотрении жалобы, если:

а) он является родственником кого-либо из лиц, фигурирующих в рассматриваемом заявлении (случае, жалобе), или их представителей;

б) если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе рассмотрения заявления (случая, жалобы) или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

11. Каждый член Комиссии имеет право добровольно выйти из состава Комиссии по письменному заявлению.

12. Комиссия ежегодно распространяет отчет о своей деятельности с рекомендациями для СМИ и общественных организаций, подписавших Итоговый меморандум.

13. Ротация членов Комиссии или подтверждение полномочий действующих членов происходит на Съезде журналистов Кыргызстана или путем письменного анкетного голосования не реже 1 раза в 3 года.

 

IV. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМИССИИ

IV-А. Собрания Комиссии

1. Рассмотрение заявлений (случаев, жалоб) и принятие решений Комиссии происходит:

а) на собраниях;

б) путем опроса по телефону, электронной почте, с помощью других доступных аудиовизуальных средств.

2. Собрание является правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 состава Комиссии и Председатель Комиссии.

Опрос по телефону, электронной почте, с помощью других доступных аудиовизуальных средств является правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 состава Комиссии и Председатель Комиссии.

Время проведения; количество членов Комиссии, принимавших участие; содержание  собраний (опросов) фиксируются протоколами.

3. Комиссия собирается не реже одного раза в 3 месяца.

4. Комиссия собирается на внеочередное собрание (проводит внеочередной опрос) по представлению члена Комиссии или Секретариата Комиссии.

5. Собрание (опрос) готовится Секретариатом и Председателем Комиссии. Все члены Комиссии получают материалы, вынесенные на рассмотрение собрания (опроса), не позднее трех дня до даты собрания (опроса).

IV-Б. Рабочие группы Комиссии, их полномочия и сфера ответственности

6. Комиссия может по мере необходимости формировать из своего состава рабочие группы, ответственные за:

а) рассмотрение обращений в Комиссию и подготовку решений Комиссии;

б) осуществление внешней деятельности Комиссии, членство Комиссии в международных организациях и участие в необходимых для Комиссии мероприятиях других организаций (инициатив);

в) организацию работы по разработке и лоббированию прогрессивного для СМИ законодательства и влияния на связанные со СМИ конфликтные ситуации.

IV-В. Секретариат Комиссии

7. Секретариат Комиссии формируется Комиссией и подчиняется Председателю Комиссии. Функции Секретариата включают сбор необходимой для работы Комиссии информации, подготовку собраний (опросов) и решений Комиссии, реализацию решений Комиссии. Состав и порядок функционирования это органа определяется Комиссией в зависимости от объема деятельности и финансирования.

 

V. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОМИССИИ

1. Комиссия рассматривает заявления (случаи, жалобы), поданные на материалы, распространенные в СМИ не позднее 1 года с даты выхода материала.

2. Комиссия принимает решения в следующих формах:

1)       Предупреждение. Применяется в случаях, когда Комиссия расценила нарушение норм журналистской этики журналистом или органом СМИ, которое стало объектом рассмотрения Комиссии, как непреднамеренную ошибку. Предупреждение не является обязательным для публикации, оно посылается журналисту, руководителю СМИ и лицу, обратившемуся с заявлением.

2)       Заявление Комиссии. Принимается в случаях, когда действия журналиста или СМИ расценивается Комиссией как существенно нарушившие нормы журналистской этики. Заявление Комиссии посылается журналистам, руководителям СМИ, которые стали объектом слушаний Комиссии; лицу, которое обратилось с заявлением; распространяется среди журналистов, подписавших Этический кодекс журналиста Кыргызстана. СМИ обнародуют или не обнародуют Заявление на свое усмотрение.

3)       Заявление в форме общественного порицания. Употребляется в случаях, когда действия журналистов или СМИ расцениваются Комиссией как сознательное нарушение норм журналисткой этики и являются абсолютно несовместимыми с понятием профессиональной журналистики. Заявление Комиссии в форме общественного порицания распространяются как можно шире всеми доступными Комиссии средствами. Комиссия и Секретариат прилагают усилия для того, чтобы Заявление о публичном порицании было обнародовано как можно большим количеством СМИ.

3. Решения Комиссии принимаются путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствующих на собрании (участвующих в опросе) членов Комиссии.  В случае равного распределения голосов голос Председателя Комиссии является решающим.

4. Комиссия может инициировать рассмотрение заявления (случая, жалобы) самостоятельно (по инициативе члена Комиссии или Секретариата).

5. Комиссия может задействовать в своей деятельности экспертов в качестве консультантов.

6. При рассмотрении конфликтных ситуаций Комиссия учитывает кодексы профессиональной этики, которые действуют в данном редакционном коллективе или ином объединении журналистов.

7. Рассмотрение дел в Комиссии происходит в обстановке гласности. Если по мотивированному требованию одной из сторон Комиссия не придет к заключению о необходимости проведения заседания в обстановке конфиденциальности.

8. Комиссия отказывается от рассмотрения заявления (случая, жалобы), если считает его выходящим за рамки компетенции Комиссии или не отвечающим целям деятельности Комиссии.

9. Комиссия имеет право пересмотреть свое решение по вновь открывшимся обстоятельствам.

10. Рабочими языками Комиссии являются государственный и официальный языки. Решение Комиссии выносится на том языке, который определит Комиссия.

 

VІ. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В КОМИССИЮ

1. Право на обращение в Комиссию имеют:

а) каждый гражданин или организация, которые считают, что профессиональная деятельность конкретного журналиста, главного редактора, учредителя или владельца СМИ противоречит этическим нормам журналистики;

б) каждый журналист, который действует в соответствии с законодательством Кыргызстана в сфере информации и признает компетенцию Комиссии;

в) Комиссия имеет право по собственной инициативе начать рассмотрение случаев нарушения этических норм журналистики.

2. Заявление подается в Комиссию в письменной форме и рассматривается в разумно короткие сроки, необходимые для изучения обстоятельств конфликта и приглашения заинтересованных сторон.

3. Обращения в Комиссию должны содержать следующую информацию:

а) имя и фамилию заявителя или название организации, которая обращается в Комиссию;

б) название СМИ, на которое подается заявление (ТВ / радио / издание / другие СМИ);

в) дату обнародования материала, который не удовлетворяет истца (дата публикации для печатных СМИ, дата и время выхода в эфир для ТВ и радио);

г) название статьи или программы, в которых содержится оспариваемая информация;

д) объяснение заявителя;

е) экземпляр издания (полный) или кассета (носитель) с записью программы, в которой был размещен оспариваемый материал.

 

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМИССИИ

1. Финансирование работы Комиссии может осуществляться на грантовой основе, из пожертвований организаций и частных лиц, из взносов СМИ и общественных организаций, подписавших Итоговый меморандум.

2. Бюджет Комиссии расходуется на обеспечение деятельности Комиссии:

а) организационные затраты по проведению заседаний Комиссии и изучение материалов;

б) командировки членов Комиссии и Секретариата, связанные с изучением дел и популяризацией Комиссии;

в) на деятельность Секретариата Комиссии;

г) осуществление мероприятий, запланированных Комиссией.

2. Бюджет Комиссии составляется исходя из денежных поступлений и утверждается собранием Комиссии, на котором присутствуют 2/3 членов Комиссии.

 

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Комиссия простым большинством голосов может принять решение о досрочном прекращении своих полномочий, инициировать Съезд журналистов Кыргызстана или письменное анкетное голосование, провести перевыборы или довыборы членов Комиссии путем проведения Съезда журналистов Кыргызстана или путем письменного анкетного голосования.

2. Комиссия может вносить изменения в данное Положение простым большинством голосов от общего числа членов Комиссии.

3. Комиссия может принимать новую редакцию данного Положения 2/3 голосов от общего числа членов Комиссии.

4. Решения Комиссии по пунктам 6 а), в) раздела III, 1 раздела VIII принимаются простым большинством от общего числа членов Комиссии.

Решения Комиссии по пункту 6 б) раздела III принимаются 2/3 голосов от общего числа членов Комиссии.

Решения Комиссии по пунктам 8 раздела III, 6, 7 раздела IV, 4,5,7-10 раздела V, 2 раздела VII принимаются простым большинством от числа членов Комиссии, присутствующих на собрании (участвующих в опросе).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *